Крест древних славян
Испокон веков считалось, что кладбище, где уснули вечным сном родные и близкие, — это не просто место захоронения, а некое ритуальное место, где можно не только заглянуть в Вечность, но и встретиться со всеми теми, кто уже находится не здесь, а Там… Наши предки полагали, что такое становится возможным на Радоницу — важнейший день, когда можно было вспомнить тех, кого уже, к сожалению, не было рядом.
Этот день у наших предков был расписан буквально по минутам: утром нужно было приготовить ритуальные блюда к столу, затем посетить церковь и помолиться, потом пойти на кладбище, чтобы навестить всех тех, кто был там похоронен.
К слову, накануне большого праздника было принято наводить порядок на могиле. Но и это ещё не всё — наши предки не приходили на могилу с пустыми руками. Народные приметы и традиции гласили, что для могильного креста нужно было обязательно принести конкретные опознавательные знаки, которые были тесно связаны с тем, кто упокоился в той или иной могиле.
Например, на кресты крепили либо повязывали такие знаки-символы, как:
- Белый венец. Был характерен для могил, где были похоронены молодые девушки.
- Белый фартук\передник. Можно было увидеть на могилах, где упокоились женщины.
- Белый самотканый ручник. Был характерен для могил, где были похоронены молодые парни или зрелые мужчины.
- Узкий пояс. Такой символ зачастую можно было увидеть на местах захоронений маленьких мальчиков, но не на всей территории Беларуси, а в таких её районах, как Бобруйский, Мядельский, Смолевичский.
Историки утверждают, что такие «обновления» на крестах у наших предков появлялись не только на весеннюю Радоницу и Навскую Пасху (это был четверг после Пасхи), но также осенью, например, на Дзяды, хоть и значительно реже.