Загробный мир в мифологии древних римлян
Представления о загробной жизни в Древнем Риме были не такими красочными, как, например, у древних египтян, и не такими детальными, как у древних греков. Изначально они сводились к манам и лемурам, о которых будет чуть ниже.
В представлениях древних римлян о загробной жизни, жизнь земную у человека забирает богиня смерти Морс в сотрудничестве с богом Цекулом, который навсегда закрывает человеку глаза, и богом Видуусом, который исторгает душу из человеческого тела. После этого души становились манами или лемурами.
Манами назывались добрые, светлые души умерших. Они почитались, как покровители своего рода, оберегающие его. Манов почитали в священный праздник Паренталии, проходивший ежегодно в феврале (древнеримский аналог славянских родительских дней). Злые души именовались лемурами (встречалось ещё название лярвы). Как правило, это были души безродных усопших, которые бродили как неприкаянные и приносили несчастья живым. Чтобы их «умаслить», древние римляне ежегодно в мае праздновали Лемурию. В это время закрывали храмы и запрещали браки.
Из вышенаписанного понятно, что древние римляне придерживались мнения, что ушедшие в мир иной способны влиять на течение жизни тех, кто остался, поэтому они нуждаются в подношениях. По этой причине на могилы древние римляне приносили еду и выпивку, которую оставляли там. Живым это есть и пить запрещалось.
Позже древние римляне стали перенимать мифологию греков. Так, у них появился бог подземного царства Плутон, богини человеческой судьбы Парки. Плутона боялись, считая, что он появляется на поверхности земли на колеснице, запряженной чёрными жеребцами, для того, чтобы выбрать себе жертву и утащить в подземный мир через трещины в земле. Богинь судьбы (парок) было три, как и соответствующих им мойрам в древнегреческой мифологии: Нона, Децима и Морта. Именно последняя перерезала нить человеческой судьбы, тем самым оканчивая его земную жизнь.