Наше отношение к смерти накладывает отпечаток на всю нашу жизнь. Кто-то о ней просто не задумывается и живет без забот, правда лишь до тех пор, пока не встанет лицом к лицу к ней. Кто-то задумывается, но лишь поверхностно – «А у меня еще вся жизнь впереди. Успею». И те и другие, не понимая, как жизнь скоротечна и не предсказуема, тратят свои дни земного существования впустую. В чем же истина? Кто прав? И что же делать то? Что, готовиться всю жизнь к смерти????
Отношение христианина к смерти совершенно иное. Человек создан быть бессмертным, и мы такие и есть. И смерть не является смертью как таковой, а лишь рождение в жизнь иную, ту, где уже нет времени. А есть вечность! И вопрос лишь в том, как и где человек проведет эту вечность. Ведь наша земная жизнь это время, когда мы можем создать для души предпосылки для существования в Царстве Небесном, рядом с Богом-Творцом. Или наоборот, уйти вместе с врагом рода человеческого в ад, где души будут страдать вечно.
Именно поэтому то как мы относимся к смерти влияет на всю нашу земную жизнь. В зависимости от этого отношения мы и строим ее, создаем для себя какие-то моральные ценности и принципы и или ищем развлечений, ни о чем не задумываясь, либо ходим в храм, ищем Бога и стараемся исполнять его заповеди.
Согласно христианского учения, мы будем жить вечно, и именно смерть является нашим новым рождением в жизнь новую, неизведанную. И то, как человек пройдет свой путь от тела до неба, какой будет встреча и что будет после, зависит напрямую от того, как прожита им его земная жизнь. Многие христиане, знакомые с житиями святых, знают, как часто святые отцы знали не только день, но даже час своего ухода из земной жизни. И это не являлось для них каким-то страхом, ужасом, а скорее наоборот. Они ждали, готовились к встрече.
Очень хорошо это показано в фильме «Остров», роль старца Анатолия великолепно сыграл актер Петр Мамонов. Зная заранее о своей кончине, он отдает определенные распоряжения. И вот в день смерти в его келию вносят гроб. Когда приходит время, он ложится в него и на вопрос «А умирать не страшно?» он отвечает – « Умирать не страшно! Страшно перед Богом встать – грехи жгут!»
Так что же происходит с нашей душой после смерти? Согласно православной традиции, наиболее важны третий, а также девятый и сороковой дни. С этими днями связаны определенные этапы на пути человека в мир незримый, духовный.
На третий день после смерти, как правило, устраивают трапезу в честь Воскресения Иисуса Христа, Господа нашего. Обычно в этот день совершают обряд захоронения. Некоторые церковные авторы считают, что этот день символизирует собой веру усопшего и его родных в святую Троицу и стремление к христианским добродетелям, а именно к вере, надежде и любви. Считается, что в первые два дня человеческая душа обладает определенной свободой и может находится в местах, дорогих для нее, возле родных и близких. На третий же день она в первые предстает перед Творцом. Поэтому в третий день особенно усердно надо молиться о прощении грехов покойного, которые он совершил делом, словом и помышлением. В третий день после поклонения Богу, душа посещает Рай, место, где обитают святые, угодившие своей жизнью Богу. В этот период душу начинают посещать сомнения – человек понимает, что он не достоин находиться рядом с такими святыми из-за большого количества грехов и пороков. С другой стороны, она понимает, что Рай это и есть то место, где должен жить человек.
Следующим важным этапом является день девятый. В этот день душу вновь берут ангелы и она предстает перед Богом для поклонения. В период с девятого по сороковой день душа посещает ад. Видит весь тот ужас, который ожидает грешников.
Следует отдельно сказать о том, что на протяжении всего этого периода душа проходит мытарства. Что это такое? Это испытания, которые проходит душа на своем пути. Мытарств двадцать. Каждым мытарством руководит определенный помощник диавола, бес. Он стремиться опорочить душу, оглашая грехи совершенные в земной жизни. Но тут же рядом находятся и ангелы, которые в противовес плохим поступкам перечисляют все то хорошее, что совершено человеком. Вот тут то и важно, как прожил свою жизнь человек. Чего больше в его жизни было – грехов или добрых дел.
Нельзя ни в коем случае думать, что нельзя ничем помочь умершему в эти дни. Ведь и третий и девятый дни для того и созданы, чтобы собирать вместе родственников усопшего для усиленной молитвы о спасении его души, о прощении грехов. Служат панихиды в храмах, молятся дома, раздают милостыню. Душа уже сама себе помочь не может. Как говорят, с чем ушла, то приданное и понесет. Но наши молитвы могут поддержать душу, помочь ей пройти мытарства. И на сороковой день предстать перед Всевышним для совершения над покойным Малого Суда, когда душе определяется место для ее дальнейшего местонахождения до второго пришествия Господа Иисуса Христа и Страшного Суда.