Вещи, «принадлежащие» смерти у восточных славян
У восточных славян издревле считалось, что есть вещи, которые «принадлежат» либо «не принадлежат» смерти. Другими словами — те, которые тесно связаны с умиранием и те, которые ассоциируются с жизнью.
Исходя из славянской мифологии, жизненный цикл был связан с красным цветом и днём, а вот смерть ассоциировалась с ночным временем и, как это ни парадоксально, с белым цветом. В первую очередь смерть была связана с предметами обихода, когда умершего в домашних условиях готовили к погребению. К таким вещам принадлежали вода, мыло и даже ленточки, которыми связывали руки усопшего.
Также, как это ни странно, со смертью ассоциировалась и крупа, потому что её получают, когда зерно гибнет. Именно поэтому на поминальном столе до сих пор можно увидеть блины, каши, хлеб. А ещё все эти блюда раньше готовили в печах, поэтому печь со смертью тоже была тесно связана. Древние славяне полагали, что печь была порталом в царство мёртвых, где обитали духи умерших людей. Лён тоже принадлежал к этой категории, так как из него шили саван, в который облачали усопшего.
Были у славян и места, которые ассоциировались со смертью. Например, погреб. Считалось, что он тесно связан с мёртвыми, так как находится под землёй. В те годы даже новорожденных детей хоронили в погребе. Ещё к таким местам принадлежали колодцы. Но не только у восточных славян, но и у древних римлян и греков, у которых колодец считался входом в царство Аида. Именно поэтому до сих пор в современных сонниках спуск в колодец означает смерть.
Вещи, которые были связаны со смертью, славяне активно использовали в своих обрядах. Например, чтобы стереть память об усопшем, грудь натиралась землёй, принесённой с погоста. Также после похорон нужно было три раза прокричать имя покойного в печь, чтобы забыть его. А вот ленты, которыми перевязывались руки усопших, использовались для того, чтобы усмирить неверного либо пьющего супруга.
Ритуальная служба - «Покой»