Причитания на Руси: истоки легендарного ритуала
Причитания на похоронах как жанр народной поэзии характерны для многих культур (например, для древнегреческой). Во многих культурах проводы человека в мир иной почитались не менее чем его появление на свет. В том числе это было особо развито на Руси.
Причитать и голосить начинали в доме покойного, когда он уже был обмыт и положен на лавку. И эта миссия была доверена женщинам. Мужские причитания были популярны только у таких народов, как сербы и курды. Но и здесь были некоторые нюансы. Например, нельзя было голосить в тёмное время суток и ночью (разрешалось только днём). Не должны были причитать беременные (дитя могло родиться беспокойным). Также не разрешалось голосить детям и незамужним барышням (кроме дочек усопшего).
Причитание — понятие гораздо более широкое, чем плач. Главное, это то, что в каждом таком причитании нужно было обязательно отметить дом усопшего, то есть место, где он сейчас находится. Через слова причитаний не только указывали место обитания покойного, но и провожали его в новый дом, то есть в могилу, которой он не должен бояться. Затем усопшего не без помощи причитаний собирали в последний путь. Зачастую такие причитания были исполнены в стихотворной форме. Как правило, шёл этакий разговор, по сути это был монолог, потому что человек не мог уже никому ничего ответить по причине того, что был мёртв. Но с ним разговаривали, интересуясь, куда он хотел бы поехать. В причитаниях уточняли такие мельчайшие детали: поедет ли он на санях, на коне либо пойдёт пешком. Это зависело не только от погоды во время похорон, но и от привычек покойника. Кульминация причитаний — умерший обязательно добирается до цели, то есть до загробного мира, где он встретится со своими предками.
Считается, что такие причитания помогали не только достойно проститься с покойным, но и успокаивали. Вот только причитать не нужно было слишком сильно и напористо: такие рыдания могли «затопить» покойного в загробном мире.
Организация похорон - «Покой»