Пьета, или Оплакивание Христа
Религиозные мотивы с момента появления христианства были частыми «гостями» творческих мастерских многих художников. Особенно это заметно в искусстве Возрождения, когда религия стала главенствующей темой.
Образ Девы Марии, держащей мёртвого Христа, — сюжет в западноевропейском искусстве не новый и распространённый. Называется он «пиета»/«пьета», что в переводе с итальянского означает сострадание, милосердие. Сюжет пиеты прост: он заключается в изображении мёртвого Христа, оплакиваемого Девой Марией, редко — в сопровождении святого Иоанна или ангелов.
В большинстве случаев пиета — это скульптура из мрамора, резьба по дереву или картина. Самым известным примером пиеты можно назвать почти двухметровую скульптуру авторства Микеланджело, которая сегодня находится в римском Соборе Святого Петра. Эта работа 24-летнего на момент создания художника стала одной из самых известных и главных в его жизни.
Пиета, несмотря на итальянское название, возникла в Германии в 13-м веке — время готического направления в искусстве. Из Германии пиета распространилась в Италию, впрочем, не получив широкого распространения как религиозное искусство. Тем не менее, примеров пиеты предостаточно как в скульптуре, так и в живописи: их создавали такие известные художники как Ван Гог, Карраччи, Тициан, Перуджино.
Примечательно, что пиету часто путают с оплакиванием. Главное их различие — в количестве изображённых участников сюжета. Оплакивание — это конкретная сцена из Страстей Христовых, когда тело Иисуса было снято с креста и погребено, больше подходящая под категорию «плач» из-за большого количества участников. Пиета же ввиду лаконичности (мёртвый Христос и держащая его тело Дева Мария) является образом вневременным.