Ребенок спросил о смерти - что делать?

Примерно в возрасте 4-6 лет ребенок не только запоминает информацию, но и подвергает ее начальному анализу. Поэтому такой возраст считается началом осознания себя, своего места в мире, начинают формироваться понятия пространства и времени. И, как следствие, появляются многочисленные страх. В том числе страх смерти. Однако ребенок себя считает бессмертным, и страх смерти связан больше с потерей близких.

Больше всего страху смерти подвержены дети, которые:

  • являются очень впечатлительными;
  • кто успел уже столкнуться со смертью близких;
  • дети, у которых нет одного из родителей.

Однако есть дети, совершенно не подверженные страху. Это свидетельствует о патологиях развития – снижение эмоциональной чувствительности при неблагополучных условиях жизни; либо об чрезмерной опеке, стремлении защитить ребенка от любых эмоциональных потрясений. И родителям следует задуматься. 

Примерно к восьми годам ребенок принимает смерть как естественный процесс, неотъемлемую часть жизни.

Как отвечать на вопросы о смерти.

Главный принцип – говорить честно. Нельзя увиливать, придумывать какие-либо нереальные истории. Информация рассказывается четко, ясно, без ненужных подробностей. Если ребенок задал такой вопрос – он уже готов выслушать ответ.

Необходимо понимать, что страх смерти не навредит ребенку, а скорее наоборот – он поможет в формировании причинно-следственных связей. Придет постепенно понимание – раз люди не живут вечно, какие-то ситуации приводят к смерти, то последствия поступков могут быть довольно опасными.

Лучше всего построить ответ на основе жизненного цикла человека: рождение, взросление, появление детей, внуков. Необходимо плавно подвести к мысли, что смерть – естественный конец долгой и счастливой жизни. Ребенок более спокойно воспримет эту информацию, если поймет – родители и близкие ему люди еще долго останутся с ним. 

Если есть необходимость – следует рассказать о похоронах. Объяснить, какие ритуалы зачем происходят. Пусть ребенок поймет, что люди плачут, потому что прощаются, грустят. И в этом нет ничего постыдного.

Если ребенок воспитывается в религиозной семье, смерть и процесс похорон следует объяснить с точки зрения принятой в семье религии.

После всех вопросов и ответов, ребенок некоторое время будет задавать уточняющие вопросы. Возможно, в его творчестве появится символ смерти. Также иногда отмечается страх крови. В этом нет ничего страшного или неправильного – так детская психика усваивает такую непростую информацию. Таким образом, ребенок выплескивает свою тревогу. В любом случае чувства психически здорового ребенка поверхностны и скоротечны. Вскоре его заинтересует другая тема, другие вопросы.

Если он неожиданно замкнулся, стал тревожится по пустякам, плохо спать – лучше всего повторить разговор. Главной задачей в такой ситуации является выявление непонятых ребенку моментов, наличие пробелов.

Как нельзя отвечать.

Нельзя показывать неуверенность при ответе, ведь даже если малыш отступиться, он не перестанет искать ответ на него. И, в силу развитой фантазии, может неправильно все объяснить себе, придумать искаженную картину.

Нельзя при ответе использовать следующие фразы: «Он уснул», «Ушла надолго в путешествие». У ребенка может сформироваться страх перед сном. Или боятся расставания с родными людьми – ведь именно это приводит к смерти. 

Не следует оперировать незнакомыми терминами. Это только запутает малыша. 

Важно, чтобы ребенок ясно и хорошо представлял себе картину в целом: почему люди умирают, что происходит с ними до и после. Это один из этапов становления ребенка и он должен пройти максимально хорошо.

Цены на ритуальные услуги - Vel / Mts 394-60-05